До недавнего времени президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган считался непобедимым на предстоящих выборах, но тучи над его головой всё больше сгущаются.
И в этом нет вины оппозиции: она не имеет всеобъемлющего видения и не может предложить жизнеспособную альтернативу, пишет в своей колонке главный редактор Ahval Явуз Байдар.
«Реальная задача Эрдогана, похоже, сводится к его собственной экономической политике. Все признаки указывают на ускоряющееся снижение», – предупреждает он. В таком положении у Эрдогана действительно есть один грозный противник – он сам. Если лира упадёт, это будет вызвано эксцентричными решениями и известным упрямством президента, отмечает автор.
Марк Бентли, бывший руководитель бюро Bloomberg News в Турции, добавляет, что оппозиция «не задумывалась о том, чтобы привлечь внимание к его (Эрдогана – ред.) всё более сомнительной репутации по управлению экономикой страны».
В свою очередь эксперты, подчёркивает Байдар, видят «сгущающиеся тучи» на турецком небе. Например, Тимоти Эш, старший стратег по развивающимся рынкам в BlueBay Asset Management в Лондоне, которого цитирует журналист, считает, что если лира продолжит падать, то избиратели будут считать, что Эрдоган потерял силу на экономическом фронте.
«Эрдоган был настроен на то, чтобы обеспечить контроль над СМИ, когда объявил о досрочных выборах. Но даже с покорными СМИ президент Турции не может заставить избирателей игнорировать последствия экономических проблем», – пишет Байдар.
Он также предложил три сценария развития событий в Турции:
1 . Эрдоган выигрывает президентские выборы, и его Партия справедливости и развития (ПСР) поддерживает парламентское большинство. Это сценарий президента. Если это произойдёт, он укрепит сильный исламистско-националистический блок. Это узаконит политику Эрдогана как с друзьями, так и с противниками на международной арене. Такой результат дал бы Эрдогану карт-бланш в дальнейшем подавлении оппозиции и разделении гражданского общества. Происходящие в Турции политические изменения будут подписаны и опечатаны на неопределённый срок.
2 . Эрдоган теряет как президентскую, так и парламентскую часть. Это маловероятно. Его непосредственным результатом будет политический хаос, но это, безусловно, означало бы конец правления Эрдогана, а также ПСР как последнего оплота экспериментов «Братьев-мусульман» с властью. Если это случится, все люди президента, вероятно, начнут расходиться, и на восстановление разрушенных турецких систем потребуется немалое время.
3 . Эрдоган выигрывает президентскую гонку, но теряет парламентское большинство. Если его главный противник – экономика – продолжит работать против него, это может стать вероятным сценарием. Если прокурдская Демократическая партия народов (ДПН) выигрывает более 10% голосов, тем самым пересекая порог, необходимый для вступления в парламент, объединённый оппозиционный альянс может стать группой большинства. В такой ситуации Эрдоган изо всех сил постарается не стать неудачником. Тем не менее, он умелый политик и может манипулировать своими противниками, назначая министров из оппозиционных партий. Он также может попытаться использовать президентские указы для маргинализации оппозиции.
Однако, независимо от того, что произойдёт, выборы в Турции будут служить только для раскрытия глубины её системного кризиса, заключает автор.